Screensh32323ot 1

Что это и для чего это нужно? Такие объективы изготавливались для проекции изображения (как неожиданно) на экраны с помощью кинопроекторов, фильмоскопов, слайдпроекторов. В большинстве своем разрабатывались по другим стандартам нежели фотографические. Требования для них были выше, поэтому качество изображения проекционных объективов при установке на фотокамеру (по крайне мере судя по технической документации) намного выше. Для примера, разрешающая способность фотографического объектива Юпитер-9  по ТУ (центр/край): 30/18 лин/мм, а объектива Ж-55, примерно того же фокусного расстояния и для того же размера кадра - 100/80 лин/мм. Производились они в одно время, т.е. такие различия в разрешении не связано с отсутствием технологий. Делайте выводы сами, но цифры говорят сами за себя.

Какие еще плюсы помимо колоссальной разрешающей способности:

  • Светосила - пожалуй один из важнейших параметров рассматриваемых стекол. Для проекционников светосила, 1.2, 1.4, 1.8, 2, для своих фокусных расстояний - почти стандарт. Что сложно и дорого для фотографических стекол при схожих фокусных расстояниях. Это дает возможность снимать в темных условиях освещения на более коротких выдержках не задирая ISO.
  • Художественный рисунок  - будем условно считать, что это связано со светосилой, от части да, но это не совсем так, в первую очередь "художественность" объектива определяет его оптическая схема. Есть множество примеров, когда именно схема или ее интерпретация (неудачный или удачный расчет) становится той изюминкой, отличительной особенностью объектива, за которую объектив и ценится. По изображению опытные фотографы определяют, каким объективом сделана фотография, например всем известный Гелиос-40. Его ни с чем не спутать, но только на открытой диафрагме, а значит светосила тоже важна.
  • Цена. Аналоги современных объективов с автофокусом и подобной светосилой в десятки раз дороже проекционных собратьев, на барахолках можно найти достойные экземпляры по очень низким ценам;
  •  Возможность кастомизации (настройки) под ваши нужды, сюда включены адаптация под различные системы, интеграция диафрагмы, или даже двух, установка шестерен follow focus, для съемки видео, фотофильтров  и еще куча всего.
  • Актуальность. А вот это уже поймут только люди с опытом. Появляются новые технологии, современные тушки снимают очень быстро, сотни кадров в секунду, и скоро появятся гигапиксели, но... Во всем этом технологичном настоящем теряется суть фотографии, атмосфера, уникальность фотографии, ее душа.  В современных камерах, а точнее в объективах, ее нет, она стерильная, правильная, слишком реалистичная. Именно этим можно объяснить моду на ретро стиль, на шум и зерно в цифровой фотографии. Я думаю, что покупка удачных моделей проекционных объективов - это вложения на долгие и долгие годы. Это не байонет, который через десять лет исчезнет, и маркетологи изобретут новый, это не объектив напичканый "технологиями", который через пару лет активного пользования сломает шлейф и стоимость ремонта выльется в приличную сумму, я еще не упомянул случаи падения и окунания в жидкости). Качественные проекционники - это задел как минимум на 50 лет. Меняйте тушки, а стекла оставляй.

Screen433shot 1А теперь к минусам, самый большой минус - это невозможность установки проекционников на фотокамеры без фокусера (геликоида), т.к. все проекционные объективы создавались как линзоблоки в металлической оправе и механизма фокусировки в них нет. Точнее он был и остался в кинопроекторе) примитивный, но он там был. Еще к минусам можно отнести отсутствие встроенной диафрагмы, поэтому существует проблема при съемке в яркий солнечный день, и для любителей звенящей резкости по всему полю кадра. Также к минусам можно отнести различный диаметр оправы и задний отрезок, что не дает 100% гарантию адаптации объективка на вашу камеру (особенно на зеркальную - на БЗК большинство устанавливается). Просто при выборе и покупке такого объектива необходимо почитать информацию и уточнить все цифры, чтобы линзоблок, купленный вами по ошибке не встал на полку или пошел далее по рукам, как "бракованный", а превратился в настоящий и уникальный инструмент для фотолюбителя.

Еще к минусам, а точнее к особенностям проекционных стекол, можно отнести их вес. Это не относится к объективам с диаметром посадки до 62,5мм включительно, а вот 82,5мм и далее - это уже внушительные стекла, большой и массивный корпус, металл и стекло. Чаще всего такие объективы адаптируют уже исключительно в профессиональных целях, студийная, павильонная съемка на форматные камеры, современные камеры среднего формата, fujifim GFX и подобных, а также астрофото, где к большим габаритам все привыкли). 

Все объективы имеют свою оптическую схему, "апланаты" - схема Петцваля с кривым полем изображения, "анастигматы" - чаще "двойной-гаусс",  "планары" и "гелиосы"). Эти тоже особенности. Самое главное понять то, что при выборе проекционного объектива важно изучить информацию о нем.

Screenshot 4

Итак. Прочли, нашли, изучили, приобрели, дальше-то что? Вот у вас в руках ваш линзоблок, необходимо замерить наружный диаметр его оправы, с задней стороны, той, что будет крепиться к вашей камере, для того чтобы правильно выбрать фокусер (геликоид). Изучая тему проекционников, я сделал вывод, что в большинстве своем, советские линзоблоки делятся на пять размеров диаметра оправы:

38мм, 52,5мм, 62,5мм, 82.5мм и 104мм. Первые два размера оправ, чаще всего, проектировались для покрытия 16мм пленки, на полный кадр, а некоторые экземпляры, и на кроп, не подойдут полноценно, они не смогут перекрыть матрицу, либо их рабочий отрезок слишком мал, и объектив просто не сфокусируется на бесконечность. А вот 62,5мм почти все расчитывались на 35мм пленку, а значит будут полноценно рисовать на полном кадре, а некоторые модели покроют и средний формат.

Существует множество размеров оправ не указанных тут, т.к. производилось очень много объективов мелкосерийных, опытных, со своими размерами и характеристиками. В таблице по ссылке приведены данные большинства советских проекционных объективов. Табличка доступна для правки, если есть у кого дополнительные данные по недостающим моделям, - милости просим, буду признателен за помощь.

Оригинал таблицы взял тут 

Как прикрепить ваш проекционный объектив к камере? Вам необходимо две детали - фокусер (геликоид) и соответствующий адаптер для вашей камеры М42 или М39 в зависимости от рабочего отрезка вашей камеры (смотрим тут). Легкий путь - приобрести у меня соответствующий фокусер (геликоид). Или изготовить самому, если руки правильно растут,  или обратиться к специалисту, который сделает это за вас. В любом случае, если вы попали на эту страницу - вы уже на правильном пути, значит вам мало стандартных стекол и вы готовы изготовить инструмент для работы и творчества сами, и знаете, что хотите получить в результате).

В заключении хочу добавить, что проекционные объективы производства советского оптикостроения - не заканчиваются. В мире существует огромное количество оптических предприятий, которые изготавливали и продолжают - проекционные объективы, найти их можно на заграничных барахолках. Качество их изображения конечно же различаются, но некоторые также высоко ценятся у фотографов. В топ производителей можно отнести стекла фирм ISCO, SCHNEIDER, MEOPTA, KODAK, Rollei Vario, Kollmorgen в общем их очень много. Особо редкие экземпляры, после адаптации и в настоящее время стоят целое состояние.

Настоящая статья выражает только мое личное мнение в теме проекционных объективов, и ни в коем случае не является догмой, я не призываю вас тратить свое время и деньги на подобные стекла!!!

P1070291 3 1net

Начнем с того, что я снимаю инфракрасные фотографии с помощью модифицированной камеры. Модификацию камеры я делал сам своими руками. Но это тема совсем другой статьи, а пока я хочу этим объяснить большинству начинающих фотографов, что я не экспонирую инфракрасные кадры по несколько секунд, я снимаю с рук и это огромный плюс выбора такой камеры. Мне не нужен штатив, мне не нужно навинчивать фильтры, я вижу картинку в реальном времени и не имею проблем с фокусировкой. Да, именно модифицированная фотокамера дает такую свободу. Суть модификации заключается в установке инфракрасного фильтра непосредственно внутри самой камеры, прямо перед сенсором. Мой Panasonic, пережил эту операцию с небольшими потерями. Дело в том, что при выпиливании кусочка фильтра, на нем остались крупинки пыли, как только я не протирал и не промывал заготовку -  все равно, эта пыль попала на матрицу, ее не много и становится видно только при относительно поджатой диафрагме, но неприятно. При помощи карты шума можно все исправить. Если Вы пойдете моим путем, то будьте аккуратнее, и не повторяйте моих ошибок. Возможно эта пыль появилась в момент установки самого фильтра.

Итак. Тема как обычно возникла для экономии средств. Недавно по работе пришлось заниматься съемкой видео, до этого я видео почти не снимал и не монтировал.  Приобрел себе риг и прочие приблуды и столкнулся с такой всем известной проблемой, как отсутствие поворотного экрана на моей тушке canon 6D. В большинстве случаев съемки спасает оптический видоискатель, но при съемке с нестандартных ракурсов, особенно нижних, им воспользоваться невозможно. К тому же оптический видоискатель, при фокусировке в ручную, очень сильно утомляет глаза.  На помощь к профи приходят hdmi экраны liliput и прочих производителей, по цене моей тушки ). В сети нашел решение, прошивка Magic lantern с OTG кабелем и любым смартфоном, или планшетом на андрюшке. Сам этот узел, а точнее кабель mini-USB - USB - OTG мне показался массивным и не надежным. Поискал на Ali кабель mini-USB - micro-USB (сейчас стандарт на телефонах) и как ни странно нашел. Но когда кабель приехал я расстроился, т.к. он не работал, начал гуглить эту тему и нашел решение. 

 

Как только появились современные фотокамеры со сменной оптикой, тут же появились энтузиасты, которые стали устанавливать на них старые ручные объективы. И дело не в жадности или поиске какой-то выгоды, дело в ностальгии, мы все соскучились по мягкой киношной картинке, по сюжетам из наших черно-белых альбомов, нам надоели стерильные современные изображения.

Итак. Решил приобрести слайдер для интервальной фотосъемки (таймлепсов). Цены как обычно не реальный, простой метровый слайдер без привода стоит, в Китае , около 6-и тысяч (жутко писать цены в России, никогда не знаешь сколько времени она будет актуальна). Моторизированный - в районе 12-и, это безымянные изделия. Именитые производители специализированной аппаратуры для видеосъемки начинают хотеть за такое чудо техники заоблачные – 25т.руб. По сути за алюминиевую рельсу и мотор…

В общем как обычно, обойдемся своими руками и мозгами. Приступим.

Современные технологии позволяют получить отличные фотографии и с помощью айфона или любого другого смартфона, так к чему же приведут технологии создания изображения, исчезнут ли зеркальные фотокамеры или останутся?

323324

По моим ощущениям, зеркальные фотокамеры останутся и будут существовать параллельно беззеркалкам и смартфонам. У каждого типа фотокамер есть свои недостатки и свои преимущества.

Эта статья не является технически точной и идеальной в плане терминов и законов, сам я механик-фотограф и не претендую на патенты и прочие знаки первопроходца. Все о чем пойдет речь в статье, вы можете подробно найти в сети, и если вас заинтересует, “как это работает” - досконально изучите ту или иную интересующую вас тему. Я же просто собрал вспышку модульно, так как смог, из того что обнаружил в магазинах и в сети. Как я  этом сделал и пойдет речь.